Акаси-Кайке: Японское чудо
Часть магистрали Хонсю-Сикоку со временем сможет стать частью системы трех мостов, соединяющих Хонсю и Сикоку. Висячий мост Акаси-Кайке связывает города Кобе и Авадзи, пересекая пролив Акаси.
Почему мост подвесной?
Вначале планировалось строительство обычного железнодорожно-автомобильного моста. Но после начала работ в 1986 году решение было изменено в пользу переправы только для автомобилей, с шестью полосами. Работы начались в 1988 году, а завершились спустя десять лет, 5 апреля. До постройки моста через пролив действовала паромная переправа.
Водяной путь являлся тогда настоящей опасностью, так как сильные шторма были довольно частыми. В 1955 году, после того, как два парома затонули и 168 детей, переправлявшихся на них, погибли, недовольство людей достигло такого накала, что правительству Японии пришлось принимать решение о сооружении подвесной конструкции.
Специально для строительства подобного объекта был изобретен бетон, застывающий в морской воде. Заливка велась под водой, обычный бетон в подобных условиях просто растворяется, не застывая. Для оперативной доставки материала по месту назначения прямо на берегу построили завод, производящий только инновационный бетон. После подготовки оснований возведение переправы, наконец, началось.
Особенности конструкции
Вначале возводились пилоны. Для них на дне залива установили пару круглых гигантских форм, потом их затопили. Основной сложностью являлось затопление с высокой точностью, и строителям удалось справиться с задачей. Даже сильное течение пролива не смогло стать преградой — погрешность не превысила 10 сантиметров. Использование системы двухшарнирных балок жесткости позволило выдерживать скорость ветра, достигающую 80 метров в секунду и сейсмическую активность до 8,5 баллов.
Объект может противостоять достаточно сильным морским течениям. Для снижения действующих на конструкцию нагрузок была применена система маятников на частоте сооружения. Работа велась в сложнейших условиях. Малейшие отклонения грозили крахом. Для тросов направляющие канаты натягивались при помощи вертолета. Только после этого стало возможным начать монтаж дорожного полотна.
И вот тут произошло землетрясение. Пилоны выдержали более 7 баллов, но один из них сдвинулся из-за изменения донного рельефа. Однако увеличение расстояния между вантами и удлинение балок позволило продолжить работу.